Дмитрий Менделеев. Фото: wikipedia.org
Общество

Нарышкин рассказал о работе Менделеева на российскую разведку

Директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин в интервью журналу «Историк» назвал Дмитрия Менделеева в числе выдающихся россиян, выполнявших поручения разведки в XIX веке. Декабрьский номер журнала посвящен предстоящему в этом месяце 100-летию СВР, отмечает РИА Новости.

«Назову несколько наиболее известных имен: это первый председатель Императорского Русского исторического общества князь Петр Вяземский, химик Дмитрий Менделеев, географ и исследователь Николай Пржевальский, ну и, конечно, литератор и дипломат Александр Грибоедов. Все они — кто-то в большей, кто-то в меньшей мере — занимались разведывательной деятельностью — политической и военно-стратегической разведкой», — сказал Нарышкин.

Как рассказал глава СВР, до формирования российской внешней разведки как отдельной профессиональной структуры к получению необходимой информации привлекались люди самого разного рода занятий и профессий.

До этого отечественной разведки помогали и другие выдающиеся личности, добавил директор СВР. «Взять хотя бы знаменитое Великое посольство Петра Первого. Участники посольства, находясь в других странах, занимались не только политической, но, можно сказать, уже и научно-технической разведкой, добывая для страны новейшие достижения науки и техники зарубежных государств», — отметил Нарышкин.

Менделеев в свое время добыл информацию, необходимую для организации в России безопасного производства бездымного пороха на основе пироксилина. Этот вид пороха первыми изобрели французы, но они изобретение было засекречено. Для выяснения технологических нюансов во Францию по заданию российского Военного министерства в 1890 году был послан Дмитрий Менделеев. Ему удалось, как сказали бы сейчас, из открытых источников, выяснить как французы смогли изготовить бездымный порох. Полученная информация затем была реализована при производстве этого вещества в России.

Сергей Нарышкин также назвал человека, благодаря которому, современное российское общество больше узнало о разведке, и о людях которые в ней работают. По его словам, Евгений Примаков, в 1991-1996 годах руководивший российской внешней разведкой, открыл ее для общества.

«С именем Евгения Максимовича связывают многие изменения в деятельности нашей службы. В частности, он всегда был сторонником разумной открытости — не в ущерб, конечно, государственной тайне. Примаков подчеркивал, что страна должна знать своих героев, а налогоплательщик — быть в курсе, на что тратятся его деньги», — сказал Нарышкин.

По оценке нынешнего главы СВР, именно под руководством Примакова «самое закрытое ведомство России стало информировать широкую общественность о своей деятельности». «Примером может служить настоящее интервью, совершенно немыслимое в период, предшествовавший приходу в службу Евгения Максимовича», — пояснил он.