Экономика

США заблокировали поставки Sukhoi Superjet 100 в Иран

США заблокировали поставки Sukhoi Superjet 100 в Иран, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на израильский портал iHLS.

По информации агентства, Минфин США отказался выдавать экспортный сертификат на продажу самолета. Этот документ необходим, поскольку в лайнере более 10% комплектующих производятся в США. Белый дом в ноябре прошлого года ввел санкции в отношении исламской республики — в том числе на поставку ей авиатехники.

«Похоже, что из-за отсутствия лицензии Управления по контролю за иностранными активами при Минфине США о поставке самолетов пока не может быть и речи», — цитирует израильское издание представителя Ассоциации иранских авиалиний Максуда Асади Самани. По его мнению, замена американских запчастей займет много времени.

Между тем, «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) не единственный авиапроизводитель, отказавшийся от сделки с Ираном. Ранее реализацию своих самолетов исламской республике приостановил франко-итальянский производитель турбовинтовых самолетов ATR. «Iran Air» подписал в 2017 году с ATR контракт на сумму более $400 млн для доставки 20 самолетов ATR 72-600, но получил только восемь. Поставка остальных из-за санкций была заморожена.

Та же участь постигла и крупные контракты иранцев с Boeing и Airbus. Первый еще в июне заявил, что не будет поставлять в Иран самолеты в рамках подписанного в конце 2016 года соглашения на сумму $16,6 млрд. Airbus успел продать Iran Air три из ста заказанных перевозчиком самолетов на $600 млн.

Ни для кого в России действия США секретом не являются. В ноябре 2018-года президент ГСС Александр Рубцов говорил, что компания вернется к вопросу поставок самолетов в Иран после того, как уменьшит долю американских комплектующих в лайнере до уровня ниже 10%.

«Мы приняли твердое решение пока отказаться от продажи самолетов в Иран в нынешних условиях с учетом наличия 22% прямого американского оборудования…. Как только мы уйдем ниже 10%, то мы к этому вопросу вернемся», — сказал Рубцов на пресс-конференции во время авиасалона BIAS-2018 в Бахрейне.

Меморандум с иранцами на 40 самолетов был подписан ГСС в апреле прошлого года, за полгода до введения американцами санкций против Ирана. Но уже тогда речь шла о поставках модификации SSJ-100R, в которой долю импортных компонентов предполагается свести к минимуму.

Правда, пока твердого контракта с Тегераном нет. Все зависит от того, как быстро Россия сумеет наладить выпуск русской версии «Суперджета». По словам Рубцова, речь идет о трех годах.

Отказываться от иранского рынка Россия не собирается. Ведь у нее, в отличие от конкурентов, есть возможность выйти из-под действия санкционного режима. А Ирану нужно, по предварительных расчетам, в ближайшие десять лет более 400 новых самолетов.