Калейдоскоп

Сейчас «на гребне» — сквирт

«Когда мало солнца, опавшая увядающая листва создает депрессивную предрасположенность, и для эмоциональных людей это создает впечатление депрессии», — говорит главный внештатный психиатр департамента здравоохранения Москвы Георгий Костюк. А его коллеги добавляют: один из наиболее действенных способов эту депрессию преодолеть — заниматься сексом. Причем — разнообразным. Не желая оставаться в стороне от этой проблемы, МОСЛЕНТА поговорила с гендиректором одной из крупнейших в Москве сетей секс-шопов Алексеем Гадаем. И узнала, как «игрушки» изменили интимную жизнь горожан, что нынче в моде и кто они — главные посетители столичных магазинов для взрослых.

МОСЛЕНТА: В СССР, как известно, секса не было. А потом он раз — и появился. Как думаете, изменили ли секс-шопы сексуальную жизнь москвичей?

Алексей Гадай: Да, хотя, конечно, не только они, потому как сексуальная жизнь — слишком сложная система, на которую влияет множество факторов. Если говорить цифрами, то по нашим данным, только порядка 5 процентов россиян ходят в секс-шопы. Да, за последние три года эта цифра чуть возросла (мы не можем сказать конкретно на сколько, но в Москве и Санкт-Петербурге подъем интереса к тематике явно ощущается). Но это связано не только с нашей работой: открываются центры сексуального образования, проходит все больше научно-популярных лекций и конференций, связанных с сексом, появляется больше секс-блогеров.

Московским сек-шопам уже не один десяток лет. Почему же в массовом представлении они по-прежнему воспринимаются как нечто маргинальное?

Потому что в мировом, так сказать, масштабе у нас история секс-шопов очень короткая. В Москве первый открылся в 1993 году (для сравнения — первый в мире секс-шоп был открыт в Германии в 1962-м). А до открытия официального магазина секс-игрушками торговали как раз маргинально — из-под полы. Везли в дипломатах из-за рубежа. Говорят, где-то на «развалах» в центре Москвы можно было купить секс-игрушку, но, естественно, ни о каком большом выборе и грамотных консультантах речи не шло: везли то, что приглянулось, и продавали, что было. Когда же все стало можно, никто толком не понимал, как должен быть выстроен этот бизнес, какими должны быть консультанты, какой товар должен продаваться. И понадобилось время, чтобы рынок мог научиться.

Естественно, у зрелого населения, которое помнит период становления рынка, который был недолгим по меркам бизнеса, но длинным по меркам жизни обывателя, до сих пор закрепилось представление о секс-шопе как о жутком месте, где буквально при входе в магазин на тебя падают резиновые пенисы.

Насколько изменились предпочтения москвичей за последние годы? Можно ли сказать, что вот раньше они покупали в основном то-то и то-то, а сейчас — совсем другое?

Здесь немного другая история — на этом рынке часто предложение изначально формирует спрос. Например, еще три года назад никто не говорил о вакуумной стимуляции клитора. Но нашлись смельчаки, которые сделали первый такой девайс, — это была компания Womanizer. Покупателям понравилось. И на данный момент спрос таков, что и этот бренд, и еще десяток других предлагают вакуумные стимуляторы самых разных видов.

Или вот еще: 5-7 лет назад в ассортименте было больше реалистичных вибраторов, сейчас же в Москве и Санкт-Петербурге на пике популярности именно футуристичные гаджеты, которые не напоминают гениталии…

Наверное, можно сказать, что в нашем сегменте производители работают на предвосхищение ожиданий покупателей — потому что зачастую покупатель сам не может выразить или осознать свою потребность.

Существует ли в вашей сфере мода?

Безусловно! Но она имеет достаточно краткосрочный характер. Например, когда выходили фильмы из серии «50 оттенков серого», то в магазинах был наплыв людей, внезапно заинтересовавшихся БДСМ-тематикой. Некоторое время назад был очень популярен анальный секс, сейчас «на гребне» — сквирт. И на все это нам есть что предложить.

Кто составляет основную массу покупателей «интимной» продукции?

Ядро нашей аудитории составляют люди в возрастном диапазоне 25-34 лет, а мужчин и женщин среди них примерно поровну.

Они сильно изменились за последние годы?

Есть очень хорошая тенденция — с появлением секс-блогеров в магазины стали приходить люди, которые уже хотя бы примерно понимают, чего хотят — или даже точно это знают. Они читают обзоры на товары, изучают статьи и в целом оказываются более подкованными, чем могли бы быть. Понимаете, наш рынок — это как раз та ситуация, где чем образованнее и подкованнее покупатель, тем лучше. И поэтому любая компания на нашем рынке, которая хочет оставаться здесь надолго, будет работать на просвещение покупателя. В целом, этот вектор развития совпадает с европейским — только там угол уже другой. Например, мы проводим мастер-классы о том, как правильно выбрать секс-игрушку, а Beate Uhse в Германии — мастер-классы по шибари (это техника эротического связывания партнера). Наш покупатель пока только постигает азы, и мы готовы его учить.