Фото: Shutterstock
Экономика

В России предсказали «революцию зарплат» из-за СВО

Проведение специальной военной операции могло приблизить начало «революции зарплат» в России, указал руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов в аналитической записке «Как развивалась экономика в 2023 году и в начале 2024 года» (РБК ознакомился с ней).

Военнослужащие, которые получают высокие выплаты во время военных действий, не будут возвращаться на старые рабочие места с кратно меньшей компенсацией, указал Белоусов. В результате экономика столкнется с новым трендом — исчерпанием готовности населения к дешевому труду.

Приход в Вооруженные силы трудоспособных граждан и форсирование оборонных производств привели к тому, что «революция зарплат», которую много лет ожидали эксперты, начинается прямо на глазах, указано в докладе.

«Высокие выплаты военнослужащим уже сегодня автоматически задают ориентир для рынка труда, хотя бы из соображений удержания занятых», — говорится в нем.

Это видно из статистики: по итогам 2023 года реальные заработные платы выросли на 7,8%, и, хотя темп роста от квартала к кварталу был неустойчивым, он опередил общую экономическую динамику (реальный ВВП вырос на 3,6%). Реальные доходы населения увеличились на 5,4%, потребление товаров и услуг — на 5,9%, пишет Белоусов.

При этом нет сомнений, что и после завершения военных действий этот фактор для рынка труда сохранится, указывает экономист.

«Военнослужащие, получавшие 200 тыс. руб. в месяц и более, просто не будут возвращаться на «старые» рабочие места за 50–60 тыс. руб. в месяц и будут, очевидно, искать работу, соответствующую своему новому социальному статусу», — считает он.

Исчерпание готовности к «дешевому труду» занятых в реальном секторе, рост их территориальной и профессиональной мобильности станут новым вызовом для экономики. «Когда он будет до конца осознан, можно ожидать возникновения мощного стимула к технологической модернизации производства, роботизации, профессиональной переподготовке занятых», — оптимистичен эксперт. Из-за того, что страна находится в «ловушке дешевого труда», у предприятий нет достаточной мотивации для наращивания автоматизации, труд малопроизводителен, мало оплачивается, и замещать его технологиями получается неэффективно, уже рассуждал он ранее.

По итогам 2024 года в ЦМАКП ждут прироста реальной заработной платы на 3,1–3,5%, который, в свою очередь, может обеспечить увеличение реальных располагаемых доходов на 3–3,2%.