Алина Кабаева. Фото: Sputnik / Scanpix
Спорт

Кабаева организовала расследование по делу Авериных на ОИ-2020

С Олимпийских игр в Токио прошло два месяца, а разбирательства вокруг выступления сестёр Авериных продолжается и по сей день. Так, на днях было обнародовано расследование олимпийской чемпионки Алины Кабаевой, в котором говорится, что судьи на Олимпиаде в индивидуальном многоборье по художественной гимнастике допустили ошибку. Что это за расследование? Можно ли на него опираться и повлияет ли оно на что-то?

Одни разбирательства

Начиная с 7 августа, с того момента, как Дина Аверина уступила первое место на Олимпиаде израильтянке Линой Ашрам, не прекращается борьба между представителями российской Федерации художественной гимнастики и международной. Жалобы, протесты, апелляции следуют одни за другими, но результат пока один — Международная федерация гимнастики (FIG) показывает под стать своей аббревиатуре «фигушки» всем недовольным.

Российская сторона считает, что судейство было несправедливым? А мы (то есть международная федерация) убеждены, что «в судейских панелях не было выявлено никаких отклонений или нарушений». Российская сторона хочет просмотреть протоколы? А мы откажем ей в такой возможности.

Впрочем, несмотря на нежелание основной федерации идти на контакт, наши спортивные чиновники и деятели не сдаются и ищут всё новые и новые пути для борьбы с несправедливым, с их точки зрения, судейством. Одним из таких борцов является Алина Кабаева.

Независимая оценка

Прежде чем приступить к сути расследования и его значению, нужно отметить, что Кабаева изначально придерживалась очень жёсткой позиции. Ниже небольшой отрывок из её выступления сразу после соревнований по художественной гимнастике на Олимпиаде.

«Я сочувствую судьям, которые, как мне кажется, долго боролись со своей совестью и одержали над ней победу. Этот случай, безусловно, можно отнести к разряду вопиющей несправедливости. И похоже, что главной задачей на соревнованиях по художественной гимнастике было не оценить, кто быстрее, выше и сильнее, а найти возможность лишить Россию золотой медали. Наши спортсмены умеют переживать несправедливость», — сказала Кабаева.

Одними громкими словами бывшая гимнастка не ограничилась. 5 октября Кабаева отправила запрос на имя главы FIG Моринари Ватанабэ с требованием раскрыть действия судей на Играх, так как в соответствии с расследованием, проведённым бригадой независимых экспертов, обнаружены определённые нарушения.

Письмо Кабаевой, опубликованное «Чемпионатом», как раз сопровождается оценками экспертов. Экспертами, в свою очередь, выступили шесть независимых судьей. Их главной целью было тщательно просмотреть последний вид многоборья (выступление с лентой) у Линой Ашрам и у Дины Авериной и проставить каждой спортсменке оценки. По итогам независимой экспертизы средний балл россиянки оказался выше, чем у израильтянки. 24,000 балла против 23,300. На это и делает акцент Кабаева.

Но в письме-расследовании гимнастки есть и другие вещи, на которые можно обратить внимание. Например, сильный разброс в оценках. Разница между самым высоким и самым низким баллом у Дины Авериной составляет 1,400. То есть один судья высоко оценил выступление спортсменки, второй — посчитал его недостаточно качественным. Раз мнения экспертов расходятся даже в независимом опросе, значит, говорить о какой-то невероятной предвзятости не приходится.

Однако ещё более дискуссионным моментом является сам характер экспертизы. Взяли каких-то шесть неизвестных судей (их имена не названы в документе), они выставили какие-то оценки. На что они опирались, ставя те или иные баллы? Какие доводы ставили во главу угла? Почему один судья посчитал необходимым оценить выступление Дины с лентой на 25,700, а второй — на 24,300? Ответы на эти вопросы вы не получите. Там только сухие цифры.

Учитывая всю серьёзность вопроса и абсолютную непрошибаемость со стороны международной федерации, кажется, было бы более логичным провести открытое расследование с участием международных судей, где бы каждый мог детально объяснить свою позицию по той или иной оценке. Чтобы ни у кого не оставалось вопросов. Таких, которые остались после документа Кабаевой.

FIG уже давно дала наглядно понять, какой позиции она придерживается в вопросе Авериных, и, к огромному сожалению, расследование Кабаевой вряд ли изменит это отношение.