Ирина Антонова. Фото: Сергей Пятаков/РИА «Новости»
Культура

Президент Пушкинского музея Ирина Антонова умерла от коронавируса

Президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова скончалась вечером 30 ноября. Об этом ТАСС рассказала директор музея Марина Лошак.

В пресс-службе ГМИИ им. Пушкина сообщили, что причиной смерти Антоновой стал коронавирус.

По данным Telegram-канала Mash, о положительном тесте на Covid-19 бывший директор узнала 23 ноября. Антонова проходила лечение в больнице в Коммунарке. Из-за ухудшения состояния ее подключили к ИВЛ, но врачам не удалось спасти пациентку.

Одна из влиятельных женщин в мире искусства мечтала стать балериной или цирковой наездницей, но получила диплом искусствоведа со знанием итальянского языка. Свой путь в Пушкинском музее Антонова начала в 1945 году, став научным сотрудником отдела Запада ГМИИ им. Пушкина. Областью ее исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.

После окончания Второй мировой войны Антонова занималась популяризацией искусства. В частности, она принимала участие в каталогизации экспонатов Дрезденской галереи, вывезенных в Советский Союз.

В феврале 1961 года Антонова стала директором ГМИИ им. Пушкина, сменив на посту Александра Замошкина. Она стала первой женщиной, возглавившей музей за всю его историю. Позднее в интервью Ирина Антонова признавалась, что и подумать не могла, что пробудет бессменным главой учреждения 52 года.

С назначением Антоновой на должность директора для музея наступил «золотой век», в первую очередь связанный с международным сотрудничеством. В советские годы здесь проходили знаменитые гастрольные выставки Модильяни, Матисса, Леже и Пикассо и реализовывались совместные проекты вроде легендарных показов «Москва–Париж». Под руководством Антоновой в СССР впервые была выставлена картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». В 1981 году вместе с пианистом Святославом Рихтером был основан музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», проходящий в стенах музея и поныне.

В постсоветский период Ирина Александровна продолжала развивать тему международного сотрудничества, а во «внутренней политике» ее задачей стало расширение музейных владений. Руководствуясь принципом Ивана Цветаева, инициатора и первого директора Музея изящных искусств в Москве, Антонова добилась перевода в собственность ГМИИ близлежащих строений и использовала свое влияние для получения бюджетного финансирования на их реконструкцию.

По инициативе Антоновой при Пушкинском музее заработал Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева, были открыты Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» и Зал истории музея.

В апреле 2013 года Антонова была назначена главным куратором государственных музеев России. Спустя три месяца ее освободили от должности директора Пушкинского музея. Специально для Антоновой был учрежден пост президента ГМИИ. Музей же возглавила Марина Лошак — куратор, галерист и бывший директор музейно-выставочного объединения «Манеж».

«Я люблю музей, я благодарна музею за свою жизнь в музее во все эти годы и благодарна всем вам — с кем в течение многих лет мы успешно работали», — комментировала свой уход с поста Антонова.

У Антоновой множество наград и званий. В их числе — звание заслуженного деятеля искусства (1979), две Государственные премии России. Наряду с балериной Майей Плисецкой и оперной певицей Галиной Вишневской она была одной из трех женщин — полных кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством».