Фото: АГН «Москва»
Общество

Пилотам сгоревшего SSJ-100 грозит 7 лет заключения

Причиной аварии самолета Sukhoi Superjet 100 в московском аэропорту Шереметьево 5 мая, в которой погиб 41 человек, стали скачок напряжения в генераторе и неадекватные действия экипажа – таковы предварительные выводы, сделанные специалистами на основе данных с параметрического и речевого самописцев самолета.

«Исходя из полученных данных, после взлета самолет попал в грозовой фронт, который пилоты попытались обойти. Одновременно, предположительно, в генераторе произошел скачок напряжения, за которым последовала серия отказов систем самолета», — сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом расследования.

Затем экипаж запросил возврат на аэродром вылета и приступил к вынужденной посадке.

«Логику отдельных действий пилотов пока понять не удается. Так, при подходе к полосе самолет начал проваливаться под глиссаду, а экипаж стал по неустановленной причине увеличивать скорость. В результате они приземлились ближе к середине полосы с повышенной скоростью», — указали специалисты.

Отметим, что рекомендованной посадочной скоростью считается скорость 240 километров в час. Скорость самолета в данном случае же составляла примерно 287 км/ч.

Сейчас Следственный комитет РФ и Росавиация проверяют действия экипажа, а также системы обучения пилотов «Аэрофлота».

«Проверка коснется в первую очередь компетенций летного и технического директоров компании-перевозчика, также сотрудники Росавиации просматривают документацию, касающуюся подготовки пилотов авиакомпании», — рассказал источник, близкий к ведомству.

Кроме того, по предварительным данным, пилоты не выключили двигатели самолета сразу после посадки — моторы работали до того момента, пока их не потушили, что могло привести к быстрому распространению огня.

«Из опроса пилотов Дениса Евдокимова и Максима Кузнецова ясно, что после приземления самолета они открыли в кабине боковое открывающееся окно. Это действие экипажа могло усилить тягу воздуха и, соответственно, скорость горения», — указали источники.

Между тем, в Межгосударственном авиационном комитете опровергли эти сведения, передает ФАН.

«По поводу форточки и двигателей — додумки СМИ. Все будет понятно только после расшифровки параметрического регистратора и восстановления полной картины», — рассказали в МАК.

По факту катастрофы СКР было возбуждено дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Пилотам SSJ 100 теперь может грозить до 7 лет лишения свободы.

Пилоты получат реальные сроки, если выяснится, что они не умели сажать судно в ручном режиме — например, при отказе автоматики, пояснил юрист Алексей Гавришев.

«Невыработка топлива и заход на посадку с перевесом, скачки самолета, из-за которых и произошло возгорание — все это предметы тщательного изучения. Равно, как и обстоятельства аварии — каким образом давались команды пилотам с земли диспетчерами, каков был объем топлива. Однако отмечу, что статья 263 УК РФ, которая в том числе регулирует нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, распространяется на всех участников полета: механика, диспетчера и пилота. Их виновность или невиновность предстоит подтвердить», — указал адвокат.

Он при этом подчеркнул, что случаи, когда пилотов привлекают к уголовной ответственности, редки. По словам правоведа, чаще всего подобные дела возбуждаются в отношении механиков, отвечающих за техническое состояние судна.

«По статье 351 УК РФ «Нарушение правил полетов и подготовки к ним» судили военного летчика в прошлом году. При заходе на посадку он случайно переключил не тот тумблер. Из-за этого истребитель на скорости свыше 250 км/ч сложил переднюю стойку шасси и «пропахал» взлетную полосу. Повреждения были устранены в течение месяца. В декабре дело закрыли в виду отсутствия состава преступления», — заключил собеседник «Газеты.Ru».

Вечером в воскресенье, 5 мая, Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший из Москвы в Мурманск, после 28 минут полета подал сигнал бедствия и запросил экстренную посадку в столичном «Шереметьево». Сесть самолету удалось со второго раза — он ударился о взлетную полосу сначала шасси, а затем хвостом. В результате лайнер загорелся, огонь распространился на всю хвостовую часть. На борту находились 78 человек, включая четырех членов экипажа, передает НСН.