Фото: кадр YouTube
Общество

Шаманы сожгли верблюдов ради укрепления России и ее народов

Прокуратура города Ангарска начала проверку по факту проведения обряда жертвоприношения, в ходе которого были сожжены пять верблюдов. Об этом говорится в сообщении на сайте областной прокуратуры.

«Прокуратурой города Ангарска организованы и проводятся проверки по факту опубликования информации о совершении на территории Ангарского городского округа обряда с жертвоприношением верблюдов», — говорится в сообщении.

Ранее видеоролик с места событий был опубликован в ютубе — на нем байкальские шаманы из организации «Хухэ Мунхэ Тэнгэри» («Вечно синее небо») проводят массовый обряд жертвоприношения «Жэн тэнгэри яба». По словам Артура Цыбикова, именующего себя заместителем Верховного шамана России, такой обряд направлен на укрепление России и ее народов и был проведен «впервые в современной истории» — в последний раз к нему прибегали 300 лет назад.

Цыбиков, которого многократно показали в ролике, также рассказал, что верблюды были изначально куплены у фермеров в Бурятии и умерщвлены перед сожжением. Затем туши освятили и разделали, а мясо сварили для подношения богам. Он также отметил, что верблюды были выбраны как «исключительное подношение с исключительными же целями», а данный обряд берутся делать «лишь шаманы высшего посвящения», потому что обычным родовым шаманам это просто не под силу.

Однако укрепления, да и благодарности от народа шаманы не получили. Более того, опубликованный ролик спровоцировал негативную реакцию общества, в том числе среди бурят, проживающих в Иркутской области и на территории соседней Бурятии, а также был осужден другими шаманами.

По их мнению, ритуал, проведенный в Ангарске, как и проводившие его люди, не имеют никакого отношения к шаманизму. «Даже такого понятия, как жертвоприношение верблюда, нет. Они — люди вне традиций, вне шаманизма, нарушены главные каноны сакральности именно тенгрианства (древнее верование — «Газета.Ru»)», — сообщил ТАСС верховный шаман религиозного объединения «Тенгри» (Бурятия) Баир Цырендоржиев.

Проведение такого обряда, действительно нехарактерного для бурятской традиции, можно назвать неошаманизмом, пояснил РИА «Новости» руководитель Иркутской областной общественной организации «Центр бурятской культуры» Сергей Шоткинов. «Шаманский дар — это большая редкость, он передается по наследству и расценивается как тяжелое бремя. Сегодня к шаманистам, к сожалению, примкнуло немало случайных людей, которые не являются истинными приверженцами этой веры. Я назвал бы это явление неошаманизмом», — сказал Шоткинов.

Кроме того, шаманские обряды проводятся по определенным датам — с весны до осени, но не зимой, подчеркнул эксперт. По его словам, сейчас также проходит Сагаалган («Белый месяц»), связанный с наступлением Нового года по восточному календарю. Это традиционный буддистский праздник, и жертвоприношения в этот период не совершаются.