Как развлекались древние римляне в общественных туалетах (фото)
Хорошо сохранившееся здание общественного туалета времен Древнего Рима обнаружено археологами при раскопках древнего города Антиохия ад Крагум в Турции, сообщат Live Science.
Стены и пол сооружения украшали юмористические мозаики для развлечения посетителей. Специалисты оценивают возраст находки примерно в 1800 лет.
Творение античного художника наглядно демонстрирует популярность пошлых шуток в начале нашей эры. Так, в уборной изображен Нарцисс, восхищенно любующийся отражением собственного полового члена вместо лица, как рассказано в мифе. Этот персонаж традиционно имел привлекательную внешность, но в данной картинке сын речного бога Кефиса и нимфы Лариопы наделен уродливым длинным носом. Сюжет раскрыт лишь частично: кусок изображения оказался утрачен с течением времени.
В другом фрагменте мозаики всемогущий Зевс в облике цапли вытирает пенис Ганимеда губкой, зажатой в длинном клюве. «Нарцисс восхищался своим фаллосом, а Ганимеду вытирала гениталии птица», — пишет издание. На самом деле бог-громовержец превратился в другую птицу – орла, похитил прекрасного юношу и унес на Олимп. В мифах Ганимеда изображали с палкой в руке, при помощи которой он катил обруч. Однако в антиохийском туалете палку заменили щипцы, которыми Ганимед удерживает тряпку для мытья.
Мужские гениталии фигурируют абсолютно в каждой сценке. Исследователи были очень удивлены своим открытием, поскольку фактов столь беспардонного глумления римлян над греческой мифологией прежде практически не встречалось.
«Сильное ошеломление — слишком мягкая характеристика испытанных нами чувств, — заявил археолог Майкл Хофф из университета Небраски. — Мифы нужно уметь правильно понимать, но так называемый туалетный юмор, по всей видимости, действительно универсален и существовал всегда».
Теперь находка будет тщательно законсервирована. Исследования продолжатся в следующем полевом сезоне.
Древнеримский общественный туалет представлял собой просторное прямоугольное помещение с желобом, наполненным проточной водой. По периметру устанавливались каменные скамейки в виде коробов с круглыми отверстиями. Перегородок или ширм не существовало. Пользоваться таким отхожим местом могли только свободные граждане — рабы допускались внутрь для мытья «унитазов» или оказания услуг своим хозяевам. Они, например, могли подать салфетку или обмахивать господина во время справления нужды веером.
В ходе процесса римляне могли видеть друг друга, что, впрочем, никого не смущало. Для пользования туалетом не оголялись — достаточно было приподнять подол хитона или туники. Порой «заседания» могли затягиваться на час. Случайно повстречавшиеся в уборной давние приятели обменивались последними новостями, сплетничали или обсуждали перипетии последних гладиаторских игр. Туалеты обычно работали при рынках и ярмарках. Кроме мозаики они могли быть украшены статуями, лепниной и красивыми росписями. При этом на каждой богатой вилле имелся собственный личный туалет.
Помимо уборной археологи нашли на этом участке монеты, скелет и публичные термы с мозаиками. Комплекс для купания занимал около двух тысяч квадратных метров, причем банные помещения располагались последовательно в соответствии с римскими обычаями. Сначала шли холодные, затем теплые и горячие купальни. По словам ученых, постройки подобного рода находят в здешних краях крайне редко.
Городище Антиохия ад Крагум расположено на обрывистой скале у берега моря на территории современной деревни Гюней в 18 км от административного центра Газипаша и сравнительно недалеко от курортной Аланьи на юго-востоке Турции. Во II-III веках н. э. данная местность входила в состав римской провинции Азия, образованной в 133 году до н.э. на землях бывшего Пергамского царства.
Антиохия ад Крагум была основана в I веке н. э. при императоре Нероне. В момент расцвета население города переваливало за 6 тыс. жителей — свободных и рабов. Территория, на которой проводятся раскопки, была оставлена людьми к XI веку.