Избранный президент Республики Индия Рам Натх Ковинд. Фото: Amit Dave/Reuters
Политика

Президентом Индии стал представитель касты неприкасаемых

На текущей неделе президентские выборы в Индии превратились в праздник для 200 млн неприкасаемых — представителей низшего сословия местной кастовой системы. Победил 71-летний неприкасаемый Рам Натх Ковинд, его каста полностью доминировала на этих выборах. Для нынешнего индийского руководства во главе с премьером Нарендрой Моди ставка на неприкасаемых тесно связана и с его политикой, и с его «народным» имиджем.

Индийский ЦИК объявил победу Рама Натха Ковинда 20 июля. Политик официально вступает в должность в ближайший вторник, на следующий день после того, как уходящий президент Пранаб Кумар Мукерджи покинет свой пост. Срок правления президента в Индии — пять лет.

Ковинд, выходец из правящей Бхаратия джаната парти (Индийской народной партии), будет исполнять в основном представительские функции, традиционные для фигуры президента страны. Однако для 200 млн индийских неприкасаемых (далитов) это большая победа.

Первым правителем-далитом был Кочерил Раман Нараянан, занимавший эту должность с 1997 по 2002 год. Однако на нынешних выборах каста неприкасаемых закрепила успех и полностью доминировала. Главным конкурентом Ковинда была Мейра Кумар, тоже неприкасаемая, но выходец из ныне оппозиционного Индийского национального конгресса.

Кастовая система в Индии официально отменена в 1950 году: равенство всех граждан закреплено в конституции страны. Однако индийские традиции заставляют многих по-прежнему делить людей на «высших» и «низших».

В этом смысле победа Ковинда не могла не порадовать и премьер-министра страны Нарендру Моди. Президентом стал его однопартиец, а тот факт, что Ковинд — неприкасаемый, делает власть самого популиста Моди и более демократичной, и более «народной».

Тысячелетия в пыли

Традиционная кастовая система в Индии почти 4 тысячелетия разделяет общество на четыре основных сословия — варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В религиозном индуистском сознании они ассоциируются с разными частями тела индуистского бога Брахмы.

На верхушке иерархии располагаются брахманы (голова Брахмы), которые в древности занимались преимущественно умственным трудом и отправлением культа. Чуть ниже — кшатрии — в переводе «те, кто защищает от боли». Они ассоциировались с руками Брахмы и занимались военным делом и управлением государством. Вайшьи — бедра и желудок Брахмы — были торговцами или фермерами. В самом низу, у ног Брахмы, располагались шудры, которые были в основном наемными рабочими.

Внутри этой системы варн находится множество подгрупп и мелких каст, которые делают происхождение, положение в обществе и способность в этом разбираться чрезвычайно важным для традиционного индийского общества.

Далиты в эту кастовую иерархию даже не включались — настолько недостойным считалось их положение. Они занимались самыми грязными видами работ.

Согласно индуистскому мировосприятию, если человек рождается в семье неприкасаемых, он несет наказание за грехи в прошлой жизни, поэтому и отношение в обществе к таким людям должно быть соответствующим.

Случаи дискриминации далитов распространены в Индии и по сей день. Многие здесь до сих пор верят, что физический контакт с неприкасаемыми оскверняет представителей других варн. Особенно распространены эти убеждения в сельских районах с низким уровнем доходов.

Кстати, процентное соотношение населения, живущего в Индии за чертой бедности, сопоставимо с численностью неприкасаемых. По данным Всемирного банка от 2015 года, беднота составляла 19% от общего числа населения. Численность далитов, в свою очередь, оценивается в 200 млн человек — то есть 17% от населения.

Индийский премьер Нарендра Моди, яркий популист, не забывает об этих политических факторах. Борьба с бедностью занимала центральное место в его президентской кампании. Для борьбы с дискриминацией далитов в Индии была введена система квот, которая закрепила за представителями низшей касты места в школах, институтах и на государственной службе.

«Со стороны Моди это, безусловно, стратегический шаг, — уверена Татьяна Шаумян, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН. — Выдвинуть в кандидаты и добиться избрания на президентский пост далита — крупный успех. Это окажет положительное влияние на имидж партии».

Собеседница «Газеты.Ru» подчеркнула: при всем авторитете Моди, сегодня он все чаще сталкивается с критикой в СМИ, и ему необходимо поддерживать свои позиции и улучшить имидж правящей Бхаратия джаната парти. Привлечение же далитов к политической жизни страны поможет снизить уровень социального неравенства, добавила Шаумян.

Защитники коров

Сам Моди происходит из низшей касты гханчи, которая тем не менее выше далитов. В том числе поэтому нынешний индийский премьер сделал ставку на «народный» имидж и старался показаться электорату своим человеком, который знаком со всеми проблемами простого люда.

Еще во время предвыборной кампании 2014 года для встреч с электоратом по всей стране Моди с помощью голограммы присутствовал в нескольких местах одновременно. Использование голограммы позволило Моди обратиться к избирателям из наиболее недоступных уголков страны.

Стремление быть ближе к народу у премьер-министра сохранилось и по сей день: как и американский президент Дональд Трамп, Моди активно общается с электоратом по интернету через твиттер и инстаграм.

Победу Ковинда индийский премьер тоже откомментировал в твиттере. Моди пожелал новому президенту «плодотворного и вдохновляющего правления» и отметил, что знакомство с избранным президентом всегда было для него «привилегией». Кроме того, в инстаграме он опубликовал фотографию с Ковиндом, сделанную 20 лет назад.

Программный слоган партии Моди гласил: «Национализм — наше вдохновение. Развитие и хорошее управление — наша цель». Однако заигрывание с традиционализмом и национализмом приносило ему не только позитивные политические очки.

В 2002 году, когда Моди возглавлял штат Гуджарат, его осуждали за бездействие во время Гуджаратского погрома — череды расправ индусов над мусульманским меньшинством.

Премьер, не выразив сожаления о случившемся, отвергал все обвинения, за что также был подвергнут критике. Впрочем, Верховный суд Индии признал Моди невиновным в инспирировании погромов.

Гуджарат и по сей день является эпицентром кастовой или религиозной ненависти. Нередки случаи так называемых «убийств в защиту коров». Например, в прошлом месяце произошло убийство мусульманского подростка группой индуистских мужчин, которые думали, что подросток вез говядину. Корова в Индии считается священным животным, и для многих индуистов неприемлем тот факт, что соседствующие с ними на территории одной страны мусульмане употребляют говядину в пищу.

Год назад четыре далита также подверглись нападению со стороны «защитников коров». Они пострадали из-за того, что выполняли свою работу — сдирали шкуру с мертвого животного. Моди назвал подобные преступления «неприемлемыми».

В период с 1990 по 2015 год в Гуджарате было убито 536 далитов и изнасилованы 750 неприкасаемых женщин. Однако согласно исследованию, опубликованному британским ВВС, подозреваемые в 95 случаях из 100 освобождаются.

В интервью агентству «Пратап» Бхану Мехта из Центра политических исследований заявил, что причина насилия в отношении далитов кроется в радикализации традиционалистов по всей Индии. «Это не может быть хорошей новостью для Моди», — добавил он.